Кошки не способны почувствовать сладкий вкус, поэтому они равнодушны к сладостям. Но не стоит сожалеть об этом: кошки не очень хорошо усваивают углеводы, поэтому если бы они любили и ели сладкое, то могли бы заболеть.
Мы чувствуем вкус каких-то химических веществ (противники «химии» будут разочарованы: всё, что мы едим – химия), только если к ним есть рецепторы на языке. Рецепторы – это белковые молекулы, которые связываются с подходящими веществами (лигандами), связывание запускает передачу нервного импульса в мозг, и мы понимаем: да, шоколад сладкий или горько-сладкий, соль – солёная, а мясо – это мясо. У млекопитающих в целом обнаружено пять типов вкусовых рецепторов, но, возможно, их больше. Мы ощущаем сладкий, горький, солёный, кислый и вкус мяса; несколько лет назад к базовым вкусам добавили и «жирный» – учёные нашли рецепторы, распознающие молекулы липидов.
За восприятие сладкого отвечает рецептор, состоящий из двух белков – Tas1r2 и Tas1r3. Чтобы рецептор работал, то есть успешно связывался со своими лигандами, нужно чтобы в клетках, из которых торчит этот рецептор, синтезировались оба белка. Для этого нужно, чтобы в ДНК были гены, кодирующие эти белки. Два белка – два гена – TAS1R2 и TAS1R3. У кошек первый ген «сломан»: в ходе эволюции из него исчез кусочек, поэтому белок Tas1r2 не может синтезироваться. Значит, кошки не чувствуют сладкого вкуса. Сладости для них как для нас бумага – безвкусные и потому непривлекательные. Конечно, некоторые кошки едят мороженое и другие сладости, но, может быть, им нравится в этих продуктах что-то другое. Например, жир, которого много в кондитерских изделиях.
Самое интересное, что, в отличие от людей и собак, кошки плохо используют глюкозу как источник энергии. Из глюкозы состоит большинство углеводов пищи – крахмал, гликоген, сахар (в нём есть ещё и фруктоза). Именно до глюкозы распадаются почти все сложные углеводы. Потом эта глюкоза используется как источник энергии или идёт в запасы гликогена. Большую часть глюкозы перерабатывает печень. Так вот у нас и у собак (и у многих других млекопитающих) в печени очень активен фермент глюкокиназа – он добавляет к молекуле глюкозы остаток фосфорной кислоты, образуется глюкозо-6-фосфат. Глюкоза может выходить из клеток печени снова в кровь, а глюкозо-6-фосфат остаётся запертым в клетке, и с ним происходят разные превращения (в том числе и обратно в глюкозу, если понадобится). У кошек глюкокиназа малоактивна (её мало синтезируется в клетках). Это значит, что кошки если бы они ели сладкое, то глюкоза оставалась бы в крови, или попадала бы в другие ткани (почки, мышцы, мозг), или вымывалась бы с мочой. Но всё это – неестественная нагрузка на другие органы, которая может привести к проблемам со здоровьем.
В отличие от собак, которые питаются углеводистой пищей многие тысячи лет, кошачий рацион до недавнего времени почти полностью состоял из того, что они ловили, убивали и съедали — то есть в основном из белков и жиров. Метаболизм кошек не перестроился на углеводы. Нейробиолог Джо Бранд (он с коллегами открыл дефект гена TAS1R2) считает, что именно поэтому многие кошки, которых кормят кормами, содержащими до 20% углеводов, заболевают диабетом.
Так что если ваша кошка отказывается от десерта, то ничего страшного: здоровее будет.
По мотивам:
1. Why Cats Taste No Sweets — Scientific American
Фото: Florian Bollmann @ Pixabay.